Меркулов Владимир - художник романтик
Любое произведение лишь частично принадлежит автору. И счастлива судьба того творения, к которому прикоснётся внимательный взгляд, тонкая душа, чуткий слух. Мы уже почти привыкли к мысли, что у всякого художника свой зритель, благодаря которому, порой, складывается отношение и к самому художнику. Владимир Меркулов в своих работах многое оставляет зрителю, предполагая в нём человека чувствующего, эрудированного и способного к сопереживанию. Такого зрителя автор иногда допускает в свою творческую лабораторию. Рассматривая композиции художника, его пейзажи, можно, отстраняясь от сюжетного замысла, проследить за тем, как краски, замирая на холсте, создают острое, тонкое ощущение, которое ведёт зрителя за собой в глубины содержания изображаемых вещей, и он, не понимающий ещё открывающейся сути, доверяется той правде, которая казалось бы известна лишь острию кисти, но неведома пока беглому, стороннему взгляду.
К чему бы ни прикоснулась тонкая поэтическая натура художника - под стихией романтического жизнеощущения преобразуются даже самые невероятно банальные вещи, приобретая и иные оттенки, и иные звучания. Субъективные переживания, сплетаясь с объективной потребностью идеала, рождают метаморфозы чувства, с их интимной проникновенностью и сложностью лирического переживания. Напряженной работой души в сущностном обнаруживается конкретное, данное и обретаемое, и, напротив, будничное, невыразительное сакрализуется, приобретает значения образа, внутреннего смысла.
Всегда бывает интересно, каким образом художник решает проблему преодоления действительности, осознания всего случайного, минутного, и осознания, где начинается концентрация главного, закономерного, без чего не может состояться ни одна художественная форма. Полотна Владимира Меркулова выгодно отличает умение внести туда момент обобщения, создать такой эмоциональный строй, который сразу же настраивает зрителя на сопереживание, сохранив при этом мгновенность пережитого впечатления.
Можно по-разному оценивать технический инструментарий автора, однако, если произведения привлекают внимание, затрагивают чувства, рождают пусть параллельно существующие, но правдивые зрительные образы, это значит перед нами произведения, отмеченные печатью подлинности, произведения, по-настоящему раскрывающие талант и мастерство автора. Трудно умолчать о материальности и плотности натуры, вещественности природного мотива, выстраиваемой по принципу безусловного зрительского доверия, посредством императивно внушённой правоты откровения и дистанцируемого и от конкретного мотива, и чистой чувственной непосредственности.
Гёте, большой знаток искусства писал: "Художник, благодарный природе, которая породила его самого, дарит ей взамен новую, вторую природу, но созданную чувствами и мыслями, совершенную по-человечески". И на самый главный в творчестве любого художника вопрос, справился ли он с той задачей, о которой писал знаменитый немецкий мыслитель, мы, говоря о творчестве Владимира Меркулова, безусловно, отвечаем положительно. А холсты и краски, в конце концов, лишь необходимые средства, с помощью которых художник, с той или иной степенью условности, передаёт свои чувства и мысли.
Нельзя не обращать внимания, как интересно в работах решено пространство: цветовая вибрация воздуха создаёт особую пространственную среду, которая является для зрителя своеобразным рассказчиком, сближая и разнося планы, внося мощный эмоциональный акцент, рождающий в воображении зрителя личные, субъективные ассоциации, окрашенные личным опытом собственных впечатлений.
Особо отметим яркое экспрессивное начало живописи, весомость, плотность его письма, и, конечно, присутствующий во всем пафос утверждения, даже в самых обыкновенных сюжетах, привычных глазу и нашей памяти. Его произведения обладают способностью долгое время держаться в памяти, когда образы, проникая в сознание и дополняясь подробностями личного опыта, обретают иллюзорность и оттеняются такими смыслами, которые тревожат чувства и будоражат разум. И невольно становишься соавтором такого произведения, которое, преодолевая грань внутреннего пространства, вплетается в мир собственной души, растворяется в себе и делается неразличимым.
В заключение хочется привести фразу из трактата Дун Ци-чана "Заметки из кабинета живописи и созерцания", которая весьма подходит для нашего разговора о Владимире Меркулове: "Художник - человек, знающий в своей душе чистоту и благородство и сосредоточенный на окружающем его больше, нежели на себе, способный переносить посредством своей руки внутреннее на внешнее". Хотя искусство по своей сути всегда отступление от естественности, в пользу эмоционального воздействия, которое формируется посредством создания образа.

Сделать такое необходимо как внутри, в своей душе, где расстояния отмеряются согласно силе произведённого впечатления, так и снаружи. Сложно сказать насколько, благодаря этим правилам, он сумел приблизиться к истине, но картины его навсегда запоминались теми, кому случалось их видеть.
Эти картины были похожи на воспоминания, причём всякий был готов признать их своими, так как у каждого в глубине памяти блестят голубые озёра, пламенеют стремительными лепестками огненные цветы, упираются в небо изумрудные кроны, поддерживая там густую синеву или тяжёлые облака, до краёв наполненные радугами и дождями.
Формы рассыпались, превращаясь в сложную мозаику бесчисленных светоносных плоскостей, и снова собирались в плотные причудливые объёмы с немногочисленными деталями, достраиваемые по преимуществу за счёт нашего собственного воображения. Именно такую же природу имеют и воспоминания, когда воображение дополняет утраченные фрагменты прошлого праздничным мерцанием несбывшегося, высветляет тона, делая безупречными и приподнятыми подзабытые лица вместе с исчезнувшими в вязкой глубине времени событиями, наполняет смазанные и неопределённые тени минувшего ярким витражным светом нашей далёкой мечты".
Виктор Меркушев художник - искусствовед г. Санкт-Петербург

Категория: Articles | Добавил: volldemar (30.01.2010) | Автор: Владимир E
Просмотров: 4320 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
avatar
1 Umutberke • 19:22, 02.06.2012
This isgniht's just the way to kick life into this debate.
avatar