ДОРОГА — ритуально и сакрально значимый локус, имеющий многозначную семантику и функции. Дорога соотносится с жизненным путем, путем души в загробный мир и семантически выделяется в переходных ритуалах. Дорога — место, где проявляется судьба, доля, удача человека при его встречах с людьми, животными и демонами. Дорога — разновидность границы между «своим» и «чужим» пространством; мифологически «нечистое» место, служащее для удаления вредных и опасных объектов (насекомых, сорняков, болезней и пр.), для совершения лечебных, продуцирующих и вредоносных магических действий. Мифологическая семантика и ритуальные функции дороги в наибольшей степени проявляются в местах скрещения двух или нескольких дорог, на развилках, в местах пересечения дорогой ворот, границ села, мостов и других рубежей.
Качественно выполненный ремонт трещин на лобовом стекле восстанавливает прочность и прозрачность автомобильного стекла на 60-80%.
Согласно пол. легенде, появление дорог относится ко времени после сотворения мира, когда по велению Бога в прокладке дорог участвовали все звери, за исключением крота, который ослушался Бога. Белорусы считают, что крот не может переползти проезжую дорогу, т. к. в противном случае он околеет.
На обочинах дорог, особенно на перекрестках. у вост. славян было принято хоронить самоубийц, некрещеных детей и других за- ложных покойников. В Древней Руси был обычай кости покойников оставлять «на столпе, на путехъ» (ПВЛ:8).
Дорога, наряду с межой и другими разновидностями рубежей — «нечистый» локус, место появления мифологических персонажей.
125
Представления об особых демонах, связанных с дорогами, у славян редки. Это встречник (рус.) и путник (з.-укр.), а в рус. заговорах фиксируются царь дорожный и царица дорожная. На дороге обитает нечистая сила, пугающая путников по ночам, останавливающая лошадей и снимающая с телег колеса (полес.). В колеях дороги пребывают грешные людские души (пол.). Особенно часто на дорогах появляются демоны, сбивающие человека с пути (см. Блуждаш): рус. лиший, з.-укр. блуд, дика баба, серб. невидимые демоны олалиjе, з.-слав. блуждающие огоньки, происходящие из душ заложных покойников, кашуб. błotnik, который, освещая дорогу фонарем, зовет: «Здесь дорога домой, здесь дорога домой...» и др.
Преимущественно на дорогах подстерегает людей страх в виде человека или животного (з.-укр.). Проклятые люди по ночам выезжают на дорогу и предлагают путнику подвезти его. Кто к ним сядет, останется у них на- всегда (рус.). Черти являются на дороге человеку в виде попутчика, солдата, егеря, они ездят на самоубийцах или в облике барина на тройке (в.-слав.). Черт может подстерегать человека на дороге в виде заблудившегося барашка, поросенка, петуха. Попытки положить такое «животное» на телегу оканчиваются неудачей, лошадь не может тронуться с места, а обернувшийся животным черт смеется и исчезает при упоминании имени Божьего (в.-слав., з.-слав.). Там же заманивает женщин и девушек змей, прикинувшись красивым перстнем или бусами (укр.). По дороге бродят и ездят персонажи, появляющиеся на святки: караконджулы (ю.-слав.), шуликуны (с.-рус.), духи, олицетворяющие святочный период, — святки, которых девушки выхдили встречать на дороге в надежде получить шелковые ленты (с.-рус.). На дороге человек находит «инклюз» (см. Деньги) (з.-укр.), духа-обогатителя в виде мокрого цыпленка, красивой бабочки или жука (з.-слав.), встречает русалок (полес.), волколака (полес.), вампиров (о.-слав.), умерших колдунов и других ходячих покойников (в.-слав.), ведьму, обернувшуюся колесом, клубком, копной сена (полес.), а также демонов болезней (в.-слав., серб.), особенно чумы, холеры, Коровьей Смерти, которые просят проезжающих подвезти их в село. Духи болезней и смерти могут пересекать дорогу человеку перед заболеванием или кончиной его самого или его родных. Встреча человека на дороге с вилами и алами (см. Хала) — постоянный мотив серб. заговоров. У русских известны представления об особых дорогах и тропах домового и лешего, ступив на которые человек заболевает, сбивается с пути. На лесной дороге колдун вызывает лешего (с.-рус.) и вступает с ним в переговоры.
Выбрасывание на дорогу различных предметов является способом ритуального удаления опасной и вредоносной субстанции за пределы «своего» пространства и ее уничтожения (см. Изгнание ритуальное). Ритуальное уничтожение на дороге обусловлено и ее семантикой как места, где «нечистые» предметы затаптывают, а также разносят, растаскивают ногами, расчленяя вред и опасность на множество частей.
При лечении болезней на дороге выбрасывали ногти и волосы больного, предметы, бывшие с ним в соприкосновении: его полотенце, рубашку, а также предметы, на которые с помощью заговора «переводилась» болезнь: яйцо, монету, полено, камешки от печки (рус.). На дороге обмывали больных (з.-укр., серб.), туда выливали воду, которой мыли больного или мылись сами в Чистый четверг, чтобы быть здоровыми (в.-слав.). Чтобы избавиться от бородавок, их обмывали водой, стекающей с морды коня во время водопоя, а воду выливали на дорогу; кровью от бородавок намазывали палку и оставляли ее на дороге (полес.); завязывали на нитке узлы по числу бородавок и бросали на дорогу (в.-слав.). Чтобы избавить человека от болей в спине, у него на пояснице рубили старый лапоть и выбрасывали его на дорогу, чтобы проезжающие «развозили и разносили» болезнь (полес.). Чтобы избавить корову от «жабины» — болезни, при которой животное распухает, убивали жабу и бросали в ежевику у дороги (герцеговин., СБФ-84:46).
Согласно этимологической магии, болезни «проходят» так же, как по дороге проходят люди. У сербов на Пасху во время крестного хода женщины, имеющие больных детей, заворачивали их в рядно, которое бросали на дорогу, чтобы участники крестного хода прошли по нему. С этой же целью на дорогу под ноги участникам крестного хода бросали пояса тяжело больных людей; хозяйки бросали на дорогу платки, а лоскутки от них скармливали плохо доящимся коровам и больной скотине, чтобы болезнь прошла, как проходит по дороге крестный ход. Ср. полес. обычай, когда беременная женщина должна трижды перебегать через дорогу, чтобы обеспечить себе легкие роды.
126
Для избавления от сорняков выдернутые растения бросали на дорогу в колею, чтобы их топтали люди и скотина (рус., полес., пол.); чтобы на льняном поле не было сорняков, на Рождество и Новый год на дорогу выбрасывали мусор (полес.). Схожим образом избавлялись от клопов и тараканов — их выбрасывали на дорогу завернутыми в тряпку (полес.); таракана, привязанного ниткой, выволакивали из дома на дорогу (рус., полес.). Для этой же цели в Чистый четверг до восхода солнца сжигали выметенный из дома мусор, а пепел выбрасывали на дорогу (рус.). В других случаях на дорогу выбрасывали выметенный в этот день мусор, чтобы в доме было весь год чисто (полес.). В брестском Полесье принято было выбрасывать на дорогу мусор после выноса покойника из дома, чтобы таким образом изгнать смерть. В дорожную колею выбрасывали залом, чтобы обезвредить его (полес.).
Выбрасывание предметов на дорогу могло быть и актом вредоносной магии, призванной передать другому лицу порчу или болезнь. Оставляя на дороге вещи больного, считали, что болезнь тогда покинет его, когда их поднимет другой человек, на которого и перейдет болезнь. Чтобы испортить свадьбу, подкладывали или закапывали на дороге яйцо, старый веник, стручок с
девятью горошинами (в.-слав.), а чтобы обратить новобрачных в волков, колдун втыкал в дорогу нож острием вверх (рус.). Чтобы наслать на кого-л. чирьи, тряпками обтирали чирьи у больного, обмывали тряпки в воде, а воду выливали на дорогу, по которой должен пройти тот, кому предназначалась порча (гуцул.). Колдуны оставляли на дороге палку или посох, на которые предварительно «переводили» нечистую силу, находящуюся у них в услужении. Считалось, что черти перейдут к тому человеку, который поднимет этот посох (с.-рус.). В связи с этим существовал запрет поднимать на дороге, особенно на перекрестке, найденные вещи и даже прикасаться к ним. В частности, строго запрещалось поднимать валяющийся на дороге веник, чтобы в семье не было раздоров.
Поэтому в ряде случаев в Полесье на дороге запрещалось выливать воду после мытья в Чистый четверг, чтобы болезни не перешли на других людей; выбрасывать костру, чтобы не было пожара в селе; выбрасывать сажу, иначе наступившие на нее будут страдать падучей; оставлять там мусор, т. к. у тех, кто на него наступит, будут на ногах чирьи. На Рус. Севере запрещалось выливать на дорогу воду после обмывания больного эпилепсией, чтобы не «затоптать», не загнать болезнь глубже.
Одновременно считалось, что предметы, случайно найденные на дороге, т.е. имевшие контакт со сферой «чужого», обладают лечебной силой и приносят счастье нашедшему их. В Поморавле для излечения от чирьев больной собирал мелкие камешки, идя по дороге, а на перекрестке останавливался, обкладывал ими круг около себя, затем выходил из круга, оставляя камешки, символизирующие чирьи, на перекрестке. Для избавления от бородавок старались найти старый башмак и, не сходя с места, перекинуть его себе через голову (Черниговщина). Чтобы избавить ребенка от порчи, следовало в полдень в пятницу найти на дороге сорок одну щепку, развести огонь для подогревания воды и искупать больного (хорв.). На Рус. Севере для выведения из дома клопов следовало найти на дороге тележную ось и кол и положить под печь. Если путник будет держать в кармане переднюю лапу найденного на дороге крота, его путь будет благополучным. Удачу сулит найденная на дороге подкова или кусок железа.
Предметы оставляли на дороге или развешивали вблизи нее с продуцирующими и защитными целями - чтобы передать их положительные свойства охраняемому объекту или от одного объекта другому. Воду, настоянную на листьях дерева, на которое сел первый пчелиный рой, выливали на дорогу, чтобы по ней прошел скот, для усиления его молочности и плодовитости (укр. киев.). Перед молодыми, возвращающимися из-под венца, сыпали на дорогу жито, чтобы они жили богато (с.-рус.). В некоторых районах Полесья на дороге, где ходит скот, сыпали костру, чтобы коровы не болели, и освященный мак, чтобы в молоке не заводились черви. Если у коров убывало молоко, их прогоняли через положенное на дороге обыденное полотенце, а при опасности эпидемии — через смоченные святой водой опилки, насыпанные на дорогу. Для отвращения эпидемий и эпизоотии на придорожных крестах вывешивались обыденные полотенца.
В свадебном и крестильном обрядах по пути от дома в церковь на дорогу бросали хлеб с солью в качестве оберега (полес.). Во время похорон по пути к кладбищу на дорогу лили воду (с.-рус.), сыпали мак, зерно или сено, чтобы предотвратить возвращение покойника домой (в.-слав.). При похоронах утопленника дорогу окропляли святой водой (Покутье).
Одним из вариантов ритуального уничтожения является перебрасывание через дорогу предметов, от которых необходимо избавиться. В частности, для избавления от клопов и тараканов их перебрасывали через дорогу в коробочке или перевозили в старом лапте (рус., полес.). По этой причине иногда существовал запрет давать взаймы вещи соседям, живущим через дорогу (в.-слав.), тогда как для соседей из домов со своей стороны дороги таких запретов не было.
В продуцирующей и охранительной магии, в свадебном ритуале и др. практиковалось символическое перегораживание дороги, построение препятствия. В Полесье, чтобы узнать и обезвредить ведьму, в купальскую ночь и на Юрьев день дорогу, по которой гоняют скот, перегораживали ниткой, перепахивали плугом или боронили, пересыпали семенами, муравьями, выливали на нее отвар из муравьев, считая, что корова ведьмы не сможет перейти через это препятствие. Лужичане для этой же цели клали на дорогу метлу или старый башмак. При опасности эпидемии русские загораживали дороги в село, чтобы преградить путь болезни; белорусы для этой же цели ткали обыденный холст и расстилали поперек дороги, прибивая его к земле дубовыми колышками. В пол. Татрах главный пастух при выгоне стада из села на пастбище чертил поперек дороги границу, чтобы преградить путь злым духам. У словаков в этой же ситуации пастух осенял дорогу крестом, чтобы босорки не проникли из села на пастбище.
В свадебном обряде при возвращении молодых от венца дорогу перегораживали бревнами, камнями, веревкой, лентами и пр., требуя от жениха выкупа за право проезда свадебного поезда. У вост. и зап. славян перегораживание дороги крадеными вещами, бревнами, дровами, рухлядью было одним из видов ритуальных бесчинств.
Переход дороги человеку или скоту практиковался для отнимания здоровья, счастья, плодовитости. Ведьму, в частности, можно было узнать по тому, что она по ночам перебегает дорогу с распущенными волосами (полес.). У коров отнимали молоко, переходя им дорогу (в.-слав., болг.) с пустым ведром, когда стадо первый раз выгоняют на пастбище (полес.). Чтобы испортить молодых колдуны переходили дорогу свадебному поезду. Поэтому тщательно следили, чтобы никто не перешел дорогу отправляющимся в путь во всех этих и других важных случаях, например отправлявшемуся сеять, иначе семена не взойдут (рус.). Переходить дорогу похоронной процессии и обгонять ее нельзя было потому, что перешедший мог умереть или заболеть. Нельзя было переходить дорогу человеку, укушенному гадюкой, или обгонять его.
Распахивание и боронование дороги в обрядовых целях служило для активизации плодородных сил (см. Борона). В юж. Чехии, у хорватов и словенцев на масленицу ряженые имитировали пахоту и сев, таща по улицам плуг и борону. На Русском Севере девушки, чтобы обеспечить приезд сватов, сообща таскали по улицам старую борону, ломали ее, а обломки выбрасывали на все дороги, ведущие в село. В Полесье пахание и боронование дорог наряду с боронованием русла реки, раскапыванием высохших источников, расчисткой колодцев и пр. служило способом вызывания дождя. В остальное время запрещалось везти по дороге борону зубьями вниз во избежание несчастий для людей и скота. Если такое произошло, на дорогу не выходили, пока через нее не пролетит птица (полес.). Считали, что в деревне, где проволокли по дороге борону зубьями вниз, девушки не будут выходить замуж (полес.).
Подметание дороги использовалось в охранительных и очистительных целях. В ритуале опахивания, совершаемом для остановки мора скота, одна из женщин шла впереди остальных участниц и мела дорогу метлой (рус.). На Рус. Севере было принято мести дорогу перед процессией, носившей икону Казанской Божьей Матери. Дорогу подметали перед молодыми на разных этапах свадьбы, чтобы их не коснулась порча (в.-слав.).
128
Связь дороги с потусторонним миром и семантикой пути делают ее местом, где узнается судьба, проявляется удача или неудача, которые реализуются во время случайных встреч с людьми и животными. На дороге зовут и встречают свою Долю(укр.), гадают о судьбе и браке. В день св. Андрея и на святки девушка с первым испеченным блином выходила на дорогу и узнавала имя у первого встречного; выбрасывала со двора на дорогу башмак, наблюдая, в какую сторону носком он упадет; выносила из избы на Ддорогу мусор, вставала на него и по доносящимся звукам определяла свою судьбу (в.-слав.). Накануне Ивана Купалы девушки находили на дороге подорожник и обращались к нему со словами: «Подорожник, подорожник, ты сидишь на дороге, видишь старого и малого, скажи милого моего». После этого растение срывали ртом и на ночь клали под подушку (полес., ПА). У юж. славян женщина, у которой не «держались» дети, выносила на дорогу новорожденного ребенка. Первый, кто находил ребенка, становился его крестным, что, как полагали, должно обеспечить ребенку долголетие. Чтобы окрестить умершего некрещеным ребенка, надевали кресты на трех первых встретившихся на дороге детей (полес.).
Встреча на дороге с различными людьми и животными служила добрым или злым предзнаменованием: удачу сулила встреча с коровой, волком, с человеком, несущим полные ведра; неудачу — встреча со священником, беременной и недавно родившей женщиной, похоронной процессией, человеком с пустыми ведрами, зайцем, змеей, сорокой, вороной и пр.
В свадебном, крестильном и похоронном обрядах имел значение выбор дороги, по которой следовало ехать в церковь или на кладбище и обратно, т. к. локус, по которому происходило движение, соотносился с жизненным путем молодых или ребенка в одном случае и путем покойника в загробный мир в другом. Свадебный поезд едет после венчания другой или кружной дорогой, чтобы сбить с пути смерть, болезни и несчастья, подстерегающие молодых (в.-слав., ю.-слав., пол., луж.); по этой же причине другой дорогой крестные должны возвращаться с ребенком после крещения (в.-слав, ю.-слав.). Похоронная процессия должна двигаться на кладбище кружной дорогой и без остановок, чтобы покойник не возвращался домой (бел. бреет.). Утопленника запрещалось нести домой по дороге, а можно было только окраиной села, глухими улочками, иначе будет засуха (з.-укр., Покутье). По дороге запрещалось везти ведьму на кладбище, а предписывалось двигаться в обход, задворками (полес.). После похорон возвращались в село другой дорогой, чтобы покойник не пришел назад (в.-слав., ю.-слав.). Другой дорогой возвращался домой больной, ходивший лечить чирьи на перекресток (Поморавле).
Гораздо реже дорога выступала как маркированный локус в календарных обрядах. В частности, на дороге весной встречали аистов, вынося печенье «бусловы лапы». При проводах зимы на Фоминой неделе по дороге катали яйца и просили зиму удалиться (з.-полес.).
В магических действиях, направленных на увеличение урожая льна, имел значение такой признак дороги, как длина: чтобы лен был «долгим», ехали его сеять дальней, кружной дорогой, для этой же цели в Полесье на масленицу водили по улице как можно более длинные хороводы, а в зап. областях России на Пасху бегали по улице из конца в конец села.
Существовали определенные запреты и обереги на дороге. Запрещалось строить дом на том месте, где была дорога, т. к. в таком доме будет неспокойно жить (в.-слав.). На дороге, как и на меже, нельзя спать (в.-слав.), чтобы не быть задавленным проезжающей свадьбой лешего или др. нечистой силой (в.-слав.), сидеть (з.-укр.), громко петь или кричать, справлять естественные надобности, т. к. считалось, что это делают «лешему на стол». Видя человека, справляющего нужду на дороге, следовало сказать: «Чирий тебе в ...» (с.-рус.). Нельзя спать и на месте, где раньше была дорога, иначе человека может «подвеять» (з.-укр.). На дороге нельзя разводить костер (с.-рус.), хотя иногда практиковалось разведение на дорогах ритуальных костров: в праздник Ивана Купалы, а также для обезвреживания колдуна. В последнем случае костер разводили в колее, а над ним вертели снятое с телеги колесо, считая, что колдун при этом будет испытывать мучения (полес.). Беременная женщина не должна есть, идя по дороге, чтобы ее ребенок не был слюнявым, она не должна ходить по той дороге, где ездят на лошадях (полес.).
129
Будучи общим местом для людей и нечистой силы, дорога символически разделялась на две половины: правую — для людей и левую — для потусторонних существ и зверей. Поэтому при встрече с волком переходили на правую сторону дороги, считая, что волк перейдет на левую (з.-рус.); при встрече на дороге. с вампиром следует сказать: «На половину дороги» (зап. Галиция), а при встрече с ведьмой произносят: «Я иду своей дорогой, а ты ступай своей» (Левк. КД:72). Если человек, дойдя до развилки, не знает, по какой дороге ему дальше идти, то должен выбрать правую дорогу (серб. Сврлиг).
Представления о дороге на «тот свет» отражены в в.-слав. терминах, обозначающих агонию. Об умирающем говорят, что он стоит на смертной (или Божьей) дороге, в дорогу собирается, себе дорогу выбирает, что ему дорога открыта. Господь открыл дорогу. Умирающего нельзя тревожить слезами, чтобы не сбить с дороги. Мотив дороги присутствует и в причитаниях по умершему: «Ох куда же ты собираешься, в такую дороженьку смутну-невеселу». Владимир Мономах в «Поучении» (1096 г.) говорит о близящейся смерти, что он стоит «на далеком пути». Мотив дороги отражен в названиях Млечного пути: Дорога святых (с.-рус.), Дорога (полес.) и др. В Полесье весной пекли хлебцы, называемые Богу на дорогу.
В загадках дорога обозначается как дерево, скатерть, полотенце, полотно. Видеть во сне дорогу - к предстоящему пути, путешествию; ровную дорогу — к добру; ухабистую — к страданиям (пол.).
С дорогой связаны приметы: если у вышедшего на дорогу сначала увязнет правая нога - к добру (з.-рус.); если крот роет на дороге, то по ней скоро повезут покойника (чеш.); если зимой через Д. большие заносы — будет хороший урожай ячменя (бел.).
Лит.: Невская Л. Г. Семантика дороги и смежных представлений в погребальном обряде // СТ:228—230; Потушняк Ф. Межа и дорога в народном верованю // Литературна неделя 1942/1:172-175; Щепанская Т. Б. Культура дороги на Русском Севере. Странник // РСев-92:102-126; ДКСБ:346; Гура СЖ: 97,191,192,270,272,389.426,428,461,513,538, 561; Журав.ДС:165; Зел.ИТ:195; Зел.ОРМ2: 53,63,64,70-72; Левк.КД:58,72; Макар.СНК: 58; Масл.НОВО:188; Попов // Тор.РНМ: 386; СБФ-81:16,151; СБФ-84:46; СБФ-86:13, 23-24.68.214; СБФ-92:26,108-109; СД 1:171-173,234-235,238,239,299,308,329,539; Тез МУ:177; Череп.МЛРС:32; ЭО 1890/3:33-1899/3:20,209; 1900/3:136; 1901/1:85,96; КА; ПА; Крач.БЗРС:203; Никиф. ППП:187; ППГ: 294,276-279; Ром.БС 8:287,297,299; Бессар МЭХ:528; Терещ.БРН 6:42; ХСб 1889/3:37-38; Шух-Г 5:227; Том.ЖБНТ:24-25; Раден НББ:97-98,118,197; СЕЗб 1927/16:63; 1948: 326; СМР:249
|