+7 (911) 913-40---
menu
person

18:41
ФРАНЦИЯ (французская живопись)

ФРАНЦИЯ (французская живопись)

XI-XII вв.

В XI в. на смену монолитному искусству каролингской эпохи приходит большое разнообразие художественного творчества, начинается подлинный расцвет Империи и необыкновенная активность монастырских центров. Периферийная культура (оттоновская, англосаксонская, испанская, итальянская) ассимилирует каролингскую традицию. В романских миниатюрах этот эклектизм еще больше усиливается местными особенностями: это возрождение опирается на мозельские и англо-саксонские модели. После 1100 совершенно особо развивается нормандская миниатюра, буквицы здесь украшаются виньетками. В миниатюрах центральной Франции (Пуатье, Лимож) колорит восходит к искусству эмали.

В Сен-Дени исполняются королевские заказы. На востоке, на окраинах Империи, ключевую роль играет Клюни. В XII в. эти различные центры объединяются под влиянием христианского искусства, открытого в результате крестовых походов. Стенная живопись той эпохи развивалась в двух основных областях - в долине Роны и к югу от долины Луары. В первой, под воздействием мозельского влияния и Клюни трансформируется оттоновская традиция. Во второй, возникает стиль Пуатье, для которого харак- терна необыкновенная выразительная сила (Сен-Савен). В Пиренеях развивается каталонская манера, а на Востоке и Юге-Востоке - преобладает византийский стиль, свидетельствующий о художественных контактах Франции и Италии, но по своей сути совершенно чуждый французской традиции.

XIII в.

Благодаря многочисленным заказчикам (королевская семья, богатые торговцы, феодалы), в Париже развивается искусство миниатюры. Городские и бродячие художники предлагают все новые темы, связанные с придворными вкусами и галантными или мифологическими повествованиями. По своему богатству колорит напоминает витражи соборов в Лане и Реймсе. В живописи по-прежнему преобладает линия, но около 1250 появляется новое натуралистическое видение. В провинции (Пикардия, Шампань) господствуют сельские мотивы, но в Париже, в особенности, в произведениях Мастера Оноре, появляются уже современные черты выразительный графизм и трактовка пространства. Миниатюры служили и образцами для стенной живописи, от которой до наших дней сохранились только фрагменты, исполненные в той же элегантной манере.

XIV в.

Несмотря на то, что многочисленные произведения, в частности монументальная живопись севера Франции, не сохранились, XIV в. является важным и достаточно богатым в творческом отношении периодом. Авиньонская школа. Проникновение в Авиньон, ставший в 1309 папской резиденцией, итальянского искусства связано с именами двух художников: Симоне Мартини и Маттео Джованнетти, - которые переложили французские идеи на итальянский художественный язык. Париж. Роль Парижа в развитии французского искусства постоянно растет; он стал центром меценатства короля и двора. Художественные ремесла сохраняли чисто парижскую специфику, несколько чуждую декоративному изобилию, хотя Филипп IV Красивый и обращался к римским источникам. В стиле Мастера Оноре сочетается графическая элегантность и пластические поиски, тогда как других мастера тяготели к более квадратным фигурам.

Очень одаренный художник Жан Пюсель отвечает всем запросам парижского искусства; его искусство опирается не только на местные традиции, но и на иконографические и стилистические заимствования, взятые из сиенской и флорентийской живописи. Он впервые вводит в свои произведения третье измерение и архитектуру, его сцены достигают новой эмоциональной насыщенности. Этот стиль развил миниатюрист Жан Ленуар. Однако большинство живописцев и миниатюристов работали в манере, восходящей к нидерландскому реализму; именно эта манера и была определяющей в эпоху правления Карла V. Придворные художники - Жан Бондоль, Мастер Нарбоннской Пелены, автор портрета Иоанна Доброго (Париж, Лувр) - тяготеют к некоторому натурализму, что проявляется, в частности, в той роли, которую стали играть портретный жанр и хроники. Особо следует отметить шпалеру «Апокалипсис» из Анжера, вытканную Никола Батаем по картонам Жана Бондоля. Меценатство Карла V. Любитель книг, заставлявший переводить, комментировать и украшать рукописи миниатюрами, Карл V во многом стимулировал развитие искусства миниатюры. Можно выделить группу миниатюр, приписываемую Мастеру Рощ, но созданную на самом деле разными художниками. Широкое распространение миниатюр способствовало расцвету этого искусства после 1400.

XV в.

В XV в. господствующее положение занимает станковая живопись; тогда же появляются понятия персонального стиля и современной живописи. Придворное искусство. В начале века своего расцвета достигло искусство миниатюры; именно в этой области начинались многие стилистические поиски. В качестве меценатов выступили братья Карла V; в Париже собрались многочисленные нидерландские художники, с творчеством которых во многом связан расцвет французской «интернациональной готики». В Бурже для герцога Жана Беррийского работали Мастер Нарбоннской Пелены, Жан Ленуар, Андре Боневё, а затем Жакмар Эсденский; их миниатюры, не чуждые проблемам пространства, представляли собой подлинные картины. Затем для герцога работали братья Лимбурги, утонченное искусство которых стало высшим выражением интернационального стиля. В Бургундии, тесно связанной с Фландрией, в монастыре Шанмоль проходила деятельность Жана де Бомеза, Жана Малуэля и Анри Бельшоза - здесь уже можно говорить о «франкофламандской школе».

1420-1440.

Однако вскоре художественная эволюция была резко прервана историческими событиями. В этот период следует выделить произведения Мастера герцога Бедфорда и Мастера Рогана, чье творчество было очень индивидуальным и независимым. Около 1440 живопись возродилась, но стала уже совсем другой. В провинции возникают новые художественные центры, а наряду с королевским меценатством развивается и меценатство высокопоставленных должностных лиц, знатных и влиятельных (Жак Кёр, Этьен Шевалье, Жювенель дез Юрсен). Нидерландская живопись, достигшая тогда высшей точки своего развития, оказала влияние на многих художников, особенно в Пикардии и Бургундии; она же стимулировала и возникновение нового искусства.

Середина и конец века.

В Бурже, Type, Анжере, где жил король Рене, складывается школа Луары, для которой характерны широкие и уравновешенные композиции. Мастер короля Рене (Бартоломе д'Эйк) исполняет ряд новаторских по своей манере миниатюр (книга «Сердце, плененное любовью»). Но самым крупным французским художником той эпохи является турский живописец Жан Фуке, опиравшийся на уроки итальянских и нидерландских мастеров; его живопись обладает уже устремлением и мощью исторической живописи. В Провансе Мастер Благовещения из Экса, близкий нидерландцам, и Ангерран Картон, крупнейший представитель провансальской школы, пишут насыщенные светом композиции, в которых господствуют чувство и вдохновение. Их примеру следуют Никола Фроман, Шанжене и Лиферинкс. В Мулене работает Мастер из Мулена, фламандец по происхождению, но француз по своему восприятию. В центральной Франции уже возникает общность стиля; вслед за Фуке в Type работает Бурдишон, а в Бурже - Жан Коломб. Руан ' становится последним центром миниатюры, которая вскоре уступит место гравюре и станковой живописи; главенствующее место принадлежит портрету (Жан Перреаль в Лионе).

XVI в.

В эпоху Франциска 1 французское искусство ориентируется на итальянских художников (Леонардо, Андреа дель Сарто); тогда же появляется большой декоративный стиль и новые решения в области портрета (семья Клуе, Корнель де Лион). Росписи, созданные мастерами первой школы Фонтенбло, объединившей вокруг Россо, а затем Приматиччо итальянских, фламандских и французских живописцев (Лука Пенни, Никколо дель Аббате, Мастер Флоры), получили широкое распространение благодаря гравюре (Фантуцци, Мастер L. D., Милан); в этой же стилистике создавались и стукковые украшения. С концом века, временем правления Генриха IV, связан второй расцвет Фонтенбло. Искусство Дюбуа, Дюбрёя и Фремине развивалось в рамках интернационального маньеризма и послужило образцом для последующих поколений художников. Ренессансная эстетика проявилась также и в Париже, где Карон, живописец семейства Валуа, отразил в своих произведениях беспокойную атмосферу и эрудированный вкус той эпохи.

Отец и сын Кузены сочетали ренессансные черты с новым декоративным размахом. Религиозные композиции в витражах (особенно гризайлевых) в замках Экуан, Ане, Шантийи, являются оригинальным французским вкладом в интернациональный стиль того времени. В Лотарингии эти поиски были продолжены в начале XVII в. Калло, Дерюэ и Белланжем.

XVII в.

Долгое время разделявшаяся на три больших периода (барокко, классицизм и академизм), французская живопись XVII в., на самом деле, включает в себя творчество очень разных и независимых друг от друга художников. В эту эпоху свою самостоятельность обрели и различные жанры живописи. «Большой стиль». В начале века маньеризм по-прежнему развивался при дворе (Фремине), в Лотарингии (Белланж) и в других местах (Варен, Лаллеман). Вместе с тем, в Париже и провинции появляется более реалистичное искусство (Жан Буше). Глубокое обновление французской живописи связано с Римом, где жили многие молодые художники (Валантен, Виньон, Вуз, Биго). Они создали французский вариант караваджизма, сыгравшего определяющую роль в будущем.

В 1627 в Париж вернулся Вуз; экономическое и политическое обновление вселило новые надежды. Необходимость украшения частных и королевских резиденций и религиозных построек способствовала расцвету большой лирической живописи в светлых тонах. В этом жанре работали художники, вернувшиеся из Италии, а также Лесюер, Ла Ир и Шампень, а затем Лебрен. Несколько особняком стоит караваджизм; свое толкование ему дает Ж. де Латур в Лотарингии. После 1635 появляется большая строгость, больше интеллектуальная, нежели формальная, для которой характерна ясность композиции и логика; в этой манере работал и Пуссен, находившийся в Риме с 1624. Ж. Стелла, восхищенный Флоренцией, Лесюер, Ла Ир и Шампень также обращаются к этому «французскому аттицизму».

В 1648 была основана Кор. Академия живописи и скульптуры; она преследовала двойную задачу: обучение и размышление. Многочисленные коллекции, собранные любителями искусства, также сделали живопись объектом изучения (произведения Рафаэля, Рубенса, венецианских мастеров, Рембрандта). С начала правления Людовика XIV, когда суперинтендантом стал Кольбер, Лебрен создает в Версале свои самые яркие произведения. В 1672 разгорается спор сторонников рисунка (пуссенистов) и сторонников цвета (рубенсистов). Куапель, Буллонь и ученики Лебрена, Жувене и Лафосс, открывают путь большим декоративным работам XVIII в. Независимость жанров.  Натюрморт постепенно освобождается от строгого реализма (Линар, Вожен, Мойон, Стоскопфф) и трактуется теперь как пышная композиция (Моннуайе, Ларжильер). Пейзаж появляется в жанровых (Бурдон) и батальных сценах (Куртуа, Парросель), а также в классицизирующих «композициях» (Патель, Милле). Но постепенно и он становится все более самостоятельным жанром, в котором художники обращаются, в частности, к эффектам световоздушной среды (Дюге, ван дер Мейлен). У Клода Лоррена интерес к античности сочетается с культом света.

Под влиянием фламандских жанровых сцен и итальянских «бамбоччанти» Бурдон создает чисто французский жанр, очень личную и поэтическую интерпретацию которому дадут братья Ленен. Наследуя реалистическую традицию XVI в. (Поурбус), искусство портрета тяготеет к большему психологизму (Шампень, Бурдон), который у Ларжильера и Риго приобретает декоративный и пышный характер.

В настоящее время межкомнатные двери волховец купить (Великий Новгород) хорошо известны российскому потребителю.

XVIII в.

Около 1750 во французском искусстве появляются новые черты. Это связано с раскопками в Геркулануме и Помпеях, с реорганизацией Французской Академии в Риме, с путешествиями художников в Италию. Возврат к античности проявился уже в живописи 1760-х (Вьен) и отвечал общеевропейскому развитию; замечательной иллюстрирацией этому служит картина «Клятва Горациев» (1784), написанная Давидом, ставшим во главе нового движения. Античность предопределила не только выбор тем и как бы рельефное построение композиций, но и нравственные оценки. В этом контексте заново открываются темы национальной истории (Дюрамо, Лагрене, Вьен, Пьер, Брене), в частности средневековые, лежащие у истоков стиля трубадур. Жанры. В портретах выявляются прежде всего нравственные и психологические черты. Парадные портреты работы Ларжильера и Риго и аллегорические - де Труа, приобретают более естественный характер у Натье, Друэ, Токке. Буржуазные образы создают Шарден, Нонотт, Грёз, Дюплесси и Виже-Лебрен. В своих пастелях Латур и Перронно стремятся передать подвижные черты лица.

В XVIII в. французская живопись проходит путь от Ватто до Давида; в Париже и провинции создаются академии, заграницей работают многие французские мастера. Художников поддерживает учрежденный в 1737 Салон, Французская Академия в Риме и любители искусства (Жерсен, Кроза, Жюльенн), а в конце века эрудиты и философы. В развитии живописи от рококо до неоклассицизма еще сохраняется традиционная иерархия жанров, но такие индивидуальности, как Ватто, Шарден, Фрагонар и Грёз, поднимают все жанры до уровня большой живописи. «Большой стиль». В конце правления Людовика XIV Лафосс вместе с Куапелем и Жувене работал в соборе Инвалидов и в Версале; Лемуан создал «Плафон Геркулеса» в Версале.

Однако в результате изменения частных вкусов эта живопись превратилась в декор, который исполняли Натуар, де Труа и К. Ванлоо. Депорт и Удри (мастер удивительных пейзажей) вводят в свои охотничьи сцены и натюрморты элементы натурализма (Удри «Белая утка»). Вслед за Жилло, Ватто обращается к темам, пронизанным особой чувствительностью, ставшей характерной чертой всего XVIII столетия; он работает в совершенно новом стиле, создавая изящные композиции и используя светлые тона. Наряду с «галантными праздниками» (Ланкре, Патер) и картинами, наполненными милой чувствительностью (Лемуан, Натуар и др.), Франсуа Буше, первый живописец короля и покровительствуемый мадам де Помпадур, лучше всех демонстрирует в своем творчестве эту живописность и великолепную декоративную непринужденность.

Историческая живопись обращается к античным и библейским темам; в этом жанре работают Жувене, а затем Ресту, Карл Ванлоо, Куапель. Подобная значительность присуща и натюрмортам и жанровым сценам Шардена, которые свидетельствуют о глубоком поэтическом чувстве и высоком живописном мастерстве художника, которых не смогли достичь де Лапорт, Валлайе-Костер, Леписье, Дюпарк. В семейных сценах Грёза, по своей композиции напоминающих античные рельефы и покрытых изящными лессировками, отражаются морализаторские идеи Дидро. Фрагонар, ученик Буше, портретист, пейзажист, исторический живописец, дважды побывавший в Италии, охватывает в своем творчестве самые разные аспекты культуры XVIII в. и предромантическую чувственность. Жозеф Берне и Юбер Робер в своих пейзажах достигают наиболее «естественного» отображения природы.

Вслед за Лорреном, Берне был увлечен проблемами света, а руины и римское небо Робера предвещают романтизм. Множатся и топографические виды (Лаллеман, Николь, Демарн). Натурализм Моро предвосхищает искусство Барбизонской школы. Успехи пейзажной живописи в XVIII в. повлекли за собой учреждение Гран При в области пейзажа.

XIX в.

Неоклассицизм

«Сабинянки» Давида (1799) отметили собой вершину антикизирующей доктрины прекрасного идеала, разрабатываемой Давидом с 1785 и ставшей основой его искусства и преподавания в годы Революции и Империи: рельефная композиция, скульптурные объемы, второстепенная роль цвета. Его многочисленные ученики (Жерар, Викар, Летьер) следовали его археологическим вкусам. В творчестве Жироде появляются уже предромантические мечтания. Меланхоличный и нежный Прюдон вдохновлялся Корреджо и Леонардо. Герен, хотя и учился у Реньо, кажется типичным учеником Давида. Пейзажисты Валансьенн и Бидо следует традициям исторического пейзажа, но Мишаллон, Бертен, да и сам Валансьенн стремятся передать светоносность итальянской природы, которую будет позже восхвалять Коро. Бенувиль, Дегофф и П. Фландрен сохранят этот вкус к сложносочиненному пейзажу. Влияние Давида, одного из величайших исторических портретистов, проявилось в портретном творчестве его учеников Руже, Лефевра и бельгийца Навеза.

В свои батальные картины Жироде и Жерар также вводили портретные образы. Именно в этом жанре и вдохновляясь Рубенсом, Гро, с присущей ему предромантической пышностью, создал свои шедевры. Своими военными сценами прославился и Жерико, личность беспокойная и бурная; его творческая биография была очень краткой, а его картина «Плот Медузы» (1819) стала первой вехой в истории романтизма.

Романтизм

Подобно писателям-романтикам, романтические художники черпали свои темы из средневековья, Востока и современности. После ранней смерти Жерико, главой романтической школы стал Делакруа, который, однако, всегда сохранял связь с венецианской и фламандской живописью и выступил в качестве величайшего декоратора своего времени (Лувр, Бурбонский дворец, Сенат, ц. Сен-Сюльпис). Для живописи Делароша характерна более холодная патетика и интерес к истории; Шеффер тяготеет к искусству более нежному и мистическому, а братья Девериа, Буланже, Конье и Рокплан работают в более показной и красочной манере. Орас Берне посвятил себя историческим, в частности, военным сюжетам. Восток, столь живо представленный в живописи Делакруа, был источником вдохновения для многих художников-путешественников - Декана, Деоданка, Марилья, Фромантена. Но лучше всех чувствительность и томность далеких земель передает Шассерио, ученик Энгра.

Энгр и энгризм

Революционер по своим пластическим деформациям, Энгр вскоре стал рассматриваться как глава классицизма и защитник порядка и традиции перед лицом романтических утрированных форм. Исторический живописец и портретист, он был известным учителем и имел многочисленных учеников, которые подхватили мелодичный ритм его линий. Братья Бальз, Бенувиль, Дюваль, братья Фландрен и др. создали покорившие зрителей портреты, а в стенной живописи, особенно на религиозные сюжеты, открыли для себя черты средневекового усердия. Шнец и Леопольд Робер специализировались в жанре итальянских сельских сцен.

Реализм

Термин «Барбизонская школа» обозначает живописные открытия независимых пейзажистов, работавших в деревушке близ леса Фонтенбло Т. Руссо, Диас, Юэ, Добиньи, Арпиньи, Дюпре, Коро, а также анималисты Ш. Жак, Браскасса, Труайон, Бари. В группе реалистов господствующее положение занимала блестящая личность Милле; его монументальное искусство является несколько мистическим восхвалением сельского труда, подлинным гимном природе. В своих пейзажах и «реальных аллегориях» Курбе обращался к новым и народным сюжетам и стремился изображать только реальность и эпическую природу. Домье придает своему искусству нравственное наполнение и драматическое величие. Реалистичные натюрморты и жанровые сцены создавали Рибо, Бонвен и Легро.

Импрессионизм

Это новая форма реализма; работая на пленэре импрессионисты стремились передать эффекты освещения с помощью четко обозначенных цветов (сначала Ионгкинд и Буден, затем Моне, Писсарро, Сислей, Ренуар, Сезанн, Кайботт, Гийомен). Кроме того, они были живописцами современной жизни (Мане, Дега и Тулуз-Лотрек). Академические живописцы. Когда импрессионисты создавали свои новаторские картины, академические художники обратились к напыщенным сюжетам, воспроизводя их часто на огромных холстах и трактуя действительность с документальной пышностью. Темы были самыми разными: средневековье - у Кабанеля, Люмине и Лефебра, доисторический период у Кормона, Восток - у Жерома и Бенжамена Констана, военная тематика у Мейссонье, Ивона, Моро, Денёвиля и Детайя. Бугро писал ню, Бонна и Каролюс-Дюран - портреты, Роза Бонёр, Лермитт, Ж. Бретон и Бастьен-Лепаж - крестьянские сцены, Беро и Руабе - жанровые сцены.

Такие живописцы, как А. Бенар, Шере, Бланш или Ролл, использовали многие открытия импрессионистов, в частности, в области света. Сезанн, Ван Гог, Гоген. Во многом непонятые современниками, эти художники поставили проблему живописного пространства, лежащую в основании всей живописи XX в. Сезанн принадлежал сначала кругу импрессионистов, но затем отошел от них и посвятил себя новой организации планов и цветов. Ван Гог пишет пейзажи, портреты и натюрморты, в резких тонах и простые по рисунку; они окажут большое влияние на развитие экспрессионизма. Гоген работал в Понт-Авене вместе с Эмилем Бернаром и Серюзье, а затем на острове Таити в Тихом океане; его неистовое искусство, грубоватое и примитивное, находится у истоков живописи группы «Наби».

Дивизионизм

Сера и Синьяк, опираясь на исследования Шевреля, пишут свои картины небольшими, нередко наложенными друг на друга мазками чистого цвета. Их искусство повлияло на творчество Кросса, Люса, Анграна и Дюбуа-Пилле и в меньшей степени Писсарро и Ван Гога.

Группа «Наби»

Живописцы Понт-Авенской школы, сгруппировавшиеся вокруг Боннара и М. Дени, образовали группу «Наби», теоретиками которой стали Серюзье и Дени. К ним присоединились также Валлонтгон, Рансон, Руссель и Майоль. Эти художники были приверженцами интимного и нежного взгляда на мир, отмеченные влиянием японизма. Однако Боннар вскоре отошел от упрощенных, «японских» форм, характерных для его ранних произведений, но Вюйяр сохранил свою тягу к лиризму и вибрирующим плоскостям, а М. Дени - к плоскости, к беглым ритмам и изысканным тонам, которые являются отличительными чертами живописи «Наби». 

XX в.

1900-1914

Окончательное освобождение цвета в живописи связано с фовизмом. Вламинку цвет представлялся стихийным и экспрессивным, а Матиссу, Дерену и Браку - цветовым пятном, одним из элементов построения пространства. Фовистские произведения Пюи, Марке, Камуэна, Мангена, Ван Донгена, Дюфи являются лучшими в их творчестве. Большую независимость сохраняет Руо. В 1907 фундаментальный вопрос о форме в пространстве поставили кубисты; в своей эволюции они прошли аналитический, а затем синтетический период. В 1912 появился коллаж, оказавший большое влияние на развитие всей живописи XX в.; коллаж позволяет строить композицию совершенно произвольно. К кубизму обращаются Грис, Маркуси, Глез, Метсенже, а затем, но в очень своеобразной форме, - Пикабиа, М. Дюшан, Р. Делоне и Леже. Интеллектуальный аспект кубизма разрабатывает Вийон, один из устроителей выставки «Золотое сечение».

В творчестве Лафресне с 1912 кубизм сливается с традиционной выразительностью. На Монмарте, родине кубизма, существует и другая живопись, более реалистичная по своей концепции (Руссо Таможенник - с одной стороны, и Утрилло - с другой). Между этими двумя полюсами - кубизмом и более традиционной живописью - развивается Парижская школа. Паскен, Модильяни, Кислинг, Шагал, Сутин вдохновляются опытами кубизма и фовизма, создавая экспрессивные, даже экспрессионистские произведения. Наконец, в Париже слышны и отголоски некоторых зарубежных художественных течений: футуризма, Русского балета, лучизма. Этот расцвет французской живописи был резко прерван первой мировой войной. Многие художники покинули Францию. В Цюрихе начинается движение дала, а в Советской России супрематизм.

Пребывание Матисса в Ницце и его знакомство с Боннаром и Ренуаром символизируют непрерывность колористической традиции. После войны развитие кубизма проходит более сбалансированно, в частности, в области декоративного искусства и графики; начинается возврат к большей объективности. Между двумя войнами. «Возвращение к порядку» предопределило новый интерес к фигуративности, затронувший Матисса, Пикассо, Брака, Гриса, Лафресне и др., а также выбор монументальной женской натуры. Художники теперь обращаются к самым разным сферам человеческой деятельности (темы спорта у Вийона и Делоне, современной жизни у Леже).

Начинается классическая реакция живописи на кубизм, о чем свидетельствует, например, эволюция Дерена. Европейский экспрессионизм, развивавшийся, главным образом, в Бельгии и Германии, проявился во Франции в упрощении форм (раннее творчество Громера, Ла Пательера, Таль-Коата), в своеобразной стихийности (Сутин, Паскен); у Фотрие этот экспрессионизм достигает границ неформального искусства 1950-х.

Сюрреализм

Бунтом против послевоенной стабильности стал сюрреализм, проявившийся в творчестве Дюшана, Пикабиа, Де Кирико и Пикассо. В сюрреалистическом движении приняли участие Массой, Миро, Танги, Ман Рей, Арп, Эрнст. Сюрреализму часто присуща фантазия и технические эксперименты. В 1930-е сюрреализм достигает международного признания и коммерческого распространения. В группу входят Дали, Лам, Браунер, Домингес, Матта.

В 1938 прошла международная выставка сюрреализма. Несколько в стороне от основного направления сюрреализма стоит Бальтюс. Пуризм, «наивное искусство», в своем стремлении к чистым формам пуристы Озанфан и Жаннере (Ле Корбюзье) делают ставку на математическую композицию. Леже, который также увлекся этими идеями, создает более абстрактные композиции. С. Тойбер и Арп осуществляют первую попытку синтеза скульптуры и архитектуры. Многие представители геометрической абстракции (Мондриан жил тогда в Париже), французской и зарубежной (Торрес-Гарсиа, Эрбен, Элион, Вантонгерлоо, Леже, Вийон, Глез), основывают группу «Круг и квадрат», а затем движение «Абстракция-Творчество» (1931-1936).

В творчестве Серафин де Санлис, Вивена, Бомбуа, Бошана наивное искусство обращается к стихийности изображения. Группа «Новые силы» близка немецкой «новой вещественности». Во время второй мировой войны многие художники (в частности Массон и Леже) уезжают в Соединен- ные Штаты, где закладывают основы Нью-Иоркской школы. Послевоенный период. В это время «гранды» французской живописи продолжают свое творчество (Матисс, Пикассо, Леже, Брак). Одновременно в двух направлениях развивается абстракция. На выставке, прошедшей в 1947 в Люксембругском дворце, были представлены произведения мастеров лирической абстракции (Вольс, Хартунг, Матье, Риопель и др.). В гал. Конти экспонировались работы Шнайдера, Хартунга, а затем Сулажа.

В свою очередь, Ланской, Н. де Сталь и Поляков продолжают колористические поиски. Дюбюффе, создатель брутального искусства (1949), обращается к анонимному и стихийному творчеству.

В 1948 было основано объединение «Кобра»; пути абстракции становятся более разнообразными. Если выставки 1947, 1948, 1950 апеллировали к искусству Миро и Клее, то «абстрактный нюажизм» вдохновлялся природными явлениями (Базен, Ле Моаль) и ландшафтами (Синжье, Эстев, Манессье), а также картинами Моне (кисть), Сезанна (колористические построения) и Боннара. К этому кругу мастеров принадлежали Риопель, Юбак, Таль-Коат и Барре. Произведение теперь уподобляется знаку, который идентифицирует живописца. К этому добавляется также влияние дальневосточного искусства, выраженное, в частности в лаконичности штрихов (Вольс, Хартунг, Матье).

Продолжает существовать и сюрреализм; на выставке 1947 были представлены работы Дюшана, Лама, Браунера и др., а на выставке 1959-1960 - Эрнста и Миро.

1960-е

Монохромные композиции И. Клейна обозначили конец абстракции. В апреле 1960 П. Рестани пишет манифест Нового реализма, в котором приняли участие Клейн, Арман, Дюфрен, Хайнс, Ротелла. Рэсс, Споэрри, Тенгли, Сезар и Ники де Сен-Фаль, все пылкие поклонники Марселя Дюшана. Они вдохновлялись коллажами и сюрреалистическими объектами. Новый реализм предложил саморазрушительный юмор, обратившись к урбанистической цивилизации (реклама). Из него вышла и Новая фигурация (Алешински, Ребейроль, Дадо, Линдстрём. Лебенштейн, Христофору). Роль посредника играет фотография. В 1967 группа «ВМРТ» (Бюрен, Моссе, Пармантье, Торони) продолжает художественные искания Клейна. Хотя и немногочисленные, эти произведения сопровождались различными теориями, опубликованными в «Cahiers theoriques». В образованную тогда же группу «Основа-Поверхность» входили Виала, Жаккар, Долла, Кан, Дезёз, Биуле, Девад, Руан.

1970-е

В эти годы продолжается развитие различных течений реализма (выставка «Документа» в Касселе, 1972). Фроманже, Гасиоровски, Шлоссер, Монори обращаются к современным сюжетам, трактуя их в духе фотографии. Вновь появляется стенная живопись (Морелле) - тем самым, возрождается одна из древнейших функций живописи. Тема города нашла свое выражение в творчестве Вазарели, Агама, Сото; более широкое толкование получает полихромная окружаюящая среда (Девасн в Гренобле, Сулаж в Лилле). Многие художники (Гефген, Титус-Кармель) возвращаются к уже разработанным графическим техникам (гравюра на дереве, сухая игла), в которых они создают новые реалистические произведения. Реакцией на абстракционизм группы «Основа-Поверхность» стала Новая субъективность, опиравшаяся на уроки Сезанна, Матисса и американской школы (произведения Арикхи, Бюри, Сафрана, Лопес-Гарсиа, представленные в Осеннем салоне в 1976-1977). На смену ей пришло новое монохромное искусство.

 

Категория: Живопись | Просмотров: 4423 | Добавил: artnov | Теги: живопись
4 голоса

Всего комментариев: 0
avatar