+7 (911) 913-40---
menu
person

18:31
ФЛАНДРИЯ (фламандская живопись)

ФЛАНДРИЯ (фламандская живопись)

До нас почти не дошло фламандских монументальных росписей и станковых картин, предшествующих творчеству ван Эйка, а миниатюры, сохранившиеся гораздо лучше, не выявляют истоков искусства великого мастера. Средневековая стенная живопись представлена несколькими фрагментами XII-XIII вв. в соборе в Турне и фреской XIV в., изображающей «Тайную вечерю» в рефектории монастыря Бейлоке в Генте. К известным нам ранним примерам станковой живописи относятся картины «Охота св. Одилии» (1292, ц. в Керниле), «Голгофа» (до 1400, Брюгге, музей собора Сен-Совер) и «Сцены из жизни Марии» (Брюссель, Кор. музей изящных искусств).

В конце XIV в. в живописи Южных Нидерландов наступает период расцвета, как в области алтарных картин, так и в книжной миниатюре. Однако по чисто историческим причинам, самые выдающиеся произведения были созданы не в самой Фландрии, а в Париже, где работал Жан Бондоль (Жан из Брюгге), и в герцогствах Беррийском и Бургундском, где работали Жан де Бомез, Жан Малуэль, Жакмар Эсденский, Андре Боневё, братья Лимбурги и Мельхиор Брудерлам (см.: ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ ГОТИКА и ФРАНЦИЯ (французская живопись).

XV в.

Вышедшие из этой культуры и, вероятно, сформировавшиеся как миниатюристы, Губерт и Ян ван Эйк стали родоначальниками нового иллюзионизма в живописи, свободного от нематериальности «интернациональной готики» около 1400. Ян ван Эйк работал в Генте, Лилле и, главным образом, Брюгге, где в 1425 он поступил на службу к Филиппу Доброму и где умер в 1441. Он привнес в нидерландскую живопись ряд радикальных новшеств: линейную перспективу, но не математическую, как у итальянцев, а интуитивную; пластичность в изображении человеческих тел и драпировок, восходящую к скульптурам Клауса Слютера; знание оптических свойств света; скрупулезную, но чувственную трактовку человеческой мимики.

В Турне в том же духе работал старший современник ван Эйка, Робер Кампен (Мастер из Флемаля), но его резкий люминизм и более линейная пластичность не позволили ему достичь той же непосредственной правдивости, которая была присуща искусству ван Эйка. Эти отличия в манере двух мастеров еще больше проявляются в творчестве учеников Робера Кампена, Жана Дарэ и особенно Рогира ван дер Вейдена, работавшего в Брюсселе. Ван дер Вейден в своих картинах не разворачивал пространство вглубину, а строил его посредством наложения планов; статике ван Эйка он противопоставил динамизм ритмов и графизм. Стилистические особенности манеры ван Эйка и ван дер Вейдена, развитые их последователями, положили начало развитию двух весьма отличных направлений в нидерландской живописи.

Между тем, в творчестве большинства художников второй половины XV в. они тесно переплетаются. Так, если работавший в Брюгге в 1444-1474 Петрус Кристус, создал в своем искусстве несколько упрощенный вариант стиля ван Эйка, а Дирк Боутс из Лувена, напротив, более тяготел к манере ван дер Вейдена, то Мемлинг из Брюгге достиг синтеза этих двух направлений, передав их художникам следующего поколения. В Генте работали два относительно независимых мастера: Иос ван Гент (Иос ван Вассенхове), который особенно известен своими произведениями, исполненными при дворе герцога Урбинского, и Гуго ван дер Гус, которого отличают монументальность, тонкий графизм и светлый колорит. Наряду с ван Эйком и ван дер Вейденом, ван дер Гус занимает особое место во фламандской живописи XV в., которая оказала решающее влияние на все европейское искусство того времени.

XVI в.

На рубеже веков Герард Давид, сочетавший в своем искусстве традицию Мемлинга и элементы своей родной харлемской культуры, наметил основную тенденцию развития фламандской живописи и упрочил славу Брюгге. Однако вскоре основными художественными центрами, привлекшими крупнейших художников той эпохи, становятся Антверпен, Мехелен и Брюссель, благодаря покровительству Маргариты Австрийской и Марии Венгерской. В Брюгге влияние Давида проявилось в творчестве Яна Провоста, Амброзиуса Бенсона и Адриана Изенбрандта.

В Антверпене около 1520 достигает своего расцвета готический маньеризм (см.: МАНЬЕРИСТЫ АНТВЕРПЕНСКИЕ), напряженный стиль которого контрастирует с более спокойным искусством Квентина Массейса и Йоса ван Клеве. Ван Клеве был замечательным портретистом; он работал при дворе Франциска 1 и оказал влияние на французских художников. Массейс прославился как жанровый живописец; особый интерес он проявлял к физиогномике, что сближает его с Лукой Лейденским, Ян Госсарт (прозванный Мабюзе) и Баренд ван Орлей являются представителями романизирующего и антикизирующего фламандского итальянизма начала XVI в. Первый путешествовал по Италии и по возвращении работал в стиле, сочетавшем в себе богатое разнообразие декоративных элементов антверпенского маньеризма с пластичностью форм, свойственной античной скульптуре. Второй был, вероятно, знаком с Италией только благодаря своему пребыванию при дворе в Мехелене в качестве преемника Якопо де Барбари, а также благодаря Дюреру, с которым он познакомился еще в Антверпене в 1520. Его итальянизм был выражен в еще более яркой форме, чем у Госсарта.

В Брюсселе он руководил работой по производству шпалер на тему «Деяний апостолов» Рафаэля, картоны к которым создал он сам; для них характерен более размашистый и уравновешанный стиль. Во второй трети XVI столетия фламандский романизм от аккуратных заимствований отдельных элементов итальянского искусства переходит к более глубокому освоению классической системы тосканоримского Ренессанса. В 1540-е два ученика ван Орлея, оба побывавшие в Италии, Питер Куке ван Алст, работавший в Антверпене и Брюсселе, и Михель ван Кокси, -начинавший, скорее всего, в Мехелене, создают более умиротворенный стиль, пропитанный духом Рафаэля и его учеников, но чувствительный еще к скрупулезной манере и гладкой фактуре их учителя. В Льеже Ламберт Ломбард работает в резкой и холодной манере теоретического классицизма. Восходящий к Массейсу итальянизм достигает своего наивысшего расцвета в середине века. Так, религиозным композициям Яна ван Хемессена присущ некий экспрессионизм, а его жанровые, доведенные до карикатурности сцены близки искусству Маринуса ван Реймерсвале. Его мощь и удивительная пластичность стали одним из источников манеры П. Артсена.

Влияние Массейса прослеживается и в творчестве его сына, Яна Массейса, своеобразный стиль которого связан с интернациональным маньеризмом; отзвуки этого искусства чувствуются и в произведениях В. Селлара, работавшего в Мехелене. Пейзаж, родоначальником которого был И. Патинир, развивается затем в творчестве Херри мет де Блеса, М. Кока, Корнелиса Массейса и Лукаса Гассела. На границе пейзажа и жанра работают Ян ван Амстел (Монограммист из Брауншвейга) и ранний Хемессен. Родоначальник эклектичного итальянизма в Антверпене, Франс Флорис, по возвращении из Рима в 1541, вырабатывает маньеристический стиль, обращаясь к самым разнообразным моделям.

Помимо Питера Поурбуса, художника более строгого и сюжетного, и его соотечественника Клайссенса, отражавшего вкусы буржуазной среды, Флорис оказал большое влияние на художников, в 1550-1570 посещавших его мастерскую. Среди них следует назвать Франса Поурбуса старшего, Криспина ван де Брука, В. Селлара, Мартена де Воса (в 1572 основавшего «братство романистов»), Лукаса де Хере, Франса Франкена старшего 'и Амбруаза Франкена. Возникший в этом кругу стиль, в свою очередь, подготовил почву для расцвета антверпенской барочной живописи после 1600, представленной в творчестве Я. де Бакере и двух учителей Рубенса, А. ван Норта и О. ван Вена. Несмотря на все свое мастерство, этот маньеризм не превзошел своих итальянских образцов - произведений веницианских мастеров и Цуккаро.

Многие художники, отправившись в Италию, подчас оставались там навсегда. Так, в последней трети столетия, основные достижения фламандской живописи связаны с Италией. Я. ван Винге вернулся в Брюссель в 1568; Я. ван дер Страт (прозванный Страданус) обосновался во Флоренции, где жил в 1550-1606, Спекарт уезжает из Брюсселя в Рим, а Кальварт - из Антверпена в Болонью (1562); в 1566 Спрангер уезжает в Рим и Парму. В Италии рождается новый стиль, положивший начало интернациональному маньеризму около 1590. Этот стиль, расцветший в Вене и Праге, в свою очередь, оказал влияние на фламандских мастеров, заменив собой итальянизм Флориса.

В 1575 в Парме поселяется Я. Сунс, а в Венеции в кругу Тинторетто работают два ученика Мартена де Воса, Л. Тупут (прозванный Поццосеррато) и П. Франк (прозванный Паоло Фьямминго); в конце века в Риме М. и П. Бриль разрабатывают основные принципы предклассического пейзажа. По религиозным причинам фламандцы вынуждены покинуть Италию; новым центром фламандского искусства становится Германия, где около 1585 Г. ван Конинкслоо и Л. ван Валькенборх создают свои пышные пейзажи. В стороне от этих тенденций и совершенно независимо Питер Брейгель обращается к традиции Босха и Патинира и доводит ее до монументальности, разрабатывая панорамные пейзажи, героические и полные народного реализма. Свои пейзажи он трактует как микрокосм, естественно и, в то же время, символично включая в них библейские и мифологические сюжеты и сцены повседневной жизни. Простые крестьянские нравы он изображает с добродушием и живостью. В этом сравниться с ним могут лишь Артсен и Бейкелар, хотя их искусство более экспрессивно и иллюзорно. Пейзажи Брейгеля оказали влияние на творчество Ф. и Г. Мостарта, А. и Г. Гриммера и К. ван Далема.

Портретный жанр получает свое развитие в Антверпене, где работают А. Моро, Ф. Флорис, В. и А. Т. Кей; в своих ярких и богатых по колориту портретах они дают острую характеристику модели. Портреты П. Поурбуса из Брюгге, напротив, более строги и суровы по стилю.

XVII в.

Во фламандской живописи XVII в. главенствующее положение занимает Рубене, который по возвращении из Италии в 1608, создает глубоко индивидуальный стиль, который сочетает в себе две противоположные тенденции, современный итальянизм и традицию собственно фламандского искусства. Он оказал огромное влияние на своих помощников, в произведениях которых осуществляется итало-фламандский синтез, мощный, лиричный и по-барочному торжественный и пышный. Наиболее яркими рубенсистами были К. Схют, П. ван Мол, Э. Квеллин, К. де Вое, Я. Букхорст, а также Т. ван Тюльден и Г. де Крайер. Но особое место среди них занимает Антонис Ван Дейк, который в своем творчестве сочетал рубенсизм и свой собственный итальянский опыт, тяготевший к венецианской живописи XVI в. Его элегантный стиль нашел свое наивысшее выражение в портретном жанре; приглашенный ко двору английского короля Карла 1 в 1632, он стал портретистом аристократического общества. Отголоски его исторической живописи проникли и в саму Фландрию и проявились в творчестве Т. Босхарта, П. Тейса, А. ван Дипенбека, Г. Сегерса.

После смерти Рубенса и вплоть до 1655, ведущую роль начинает играть другой ученик великого мастера, Якоб Иордане; он получает все больше важных заказов. Вместе с тем, историческая живопись не попала в сферу влияния рубенсизма. Среди итальянизмов, которые пронизывали всю фламандскую живопись, в 1610-е особым влиянием пользовалось искусство Караваджо, наложившее свой отпечаток на многих фламандцев, начиная с самого Рубенса и Йорданса и кончая А. и Я. Янсенсом, Финсоном, Мейтенсом, Ромбутсом, Г. Сегерсом и А. де Костером. В то же время ван Лон в Мехелене и Брюсселе и ван Ост в Брюгге испытали воздействие болонской школы, а в Льеже римско-болонский академизм определил развитие творчества Дуффе и, позже, таких итальянизирующих и классицизирующих художников, как пуссенист Б. Флемаль, Карлье и в конце века Г. де Лересс, работавший, главным образом, в Голландии. Жанровая живопись. Еще во фламандской живописи XVI в. появились первые симптомы специализации живописи, в частности, в области жанра; Браувер и Тенирс создали деревенский жанр.

В начале XVII в. на сцену выходят антверпенские мастера (особенно, Франс Франкен младший), которые работали в яркой манере, трактуя самые разные сюжеты - религиозные и мифологические сцены, сцены нравов - в духе жанров. Искусство Роттенхаммера и Эльсхеймера отразилось в произведениях ван Балена. В картинах этих художников цветы, животные и пейзаж часто написаны другими мастерами, специализировавшимися в этих жанрах (Я. Кессель, Я. Брейгель Бархатный, Говартс). Франкену близко искусство Ханса III Йорданса, Симона де Воса, Кристофа ван дер Ламена и Иеронимуса Янсенса, специализировавшегося в изображении  балов. Себастьян Вранкс, последователь Гиллиса Мостарта и «фигуриста» Момпера, был мастером батальных сцен. В этом жанре работали также Петер Снейрес (учитель ван дер Мейлена), Корнелис де Валь и Петер Мейленер. Наряду со светской живописью развивается деревенский и народный жанры, восходящие к брейгелевской традиции. Одним из первых мастеров, работавших в этих жанрах, является Д. Винкбонс. Существовала и параллель с голландской жанровой живописью того времени: Браувер работал как в Южных, так и в Северных Нидерландах, придав живописи волнующее и обостренное звучание, которое определило всю эволюцию деревенского жанра, начиная с голландца ван Остаде и кончая фламандцем Давидом Тенирсом младшим и его последователями Йосом ван Красбеком, Давидом III Рейкартом, Гиллисом ван Тилборхом и Виллемом ван Херпом.

Натюрморт

Фламандские живописцы создали множество цветочных натюрмортов, анималистических композиций и кабинетов любителей искусства. Первоначально натюрморт имел форму архаичную и описательную; Якоб ван Хульсдонк, Якоб ван Эс, О. Берт, К. Потере, Александр Адриансен обращаются к моделям фламандских эмигрантов в Германии (Соро, Бинуа) и самих немецких художников (Флегель и фон Ведиг). Ян Брейгель Бархатный начинал в традиции блистательного реализма, но вскоре в его творчестве появляется тенденция к композиционному изобилию и декоративности и склонность к динамизму: этот новый стиль почти с рубенсовским размахом развивает Ф. Снейдерс, а затем Д. ван Утрехт, П. ван Букле и П. Будь (двое последних повлияют на парижскую живопись) и особенно Я. Фейт, который работал в более пастозной манере.

В цветочных натюрмортах эта декоративная тенденция привела к очень вычурной манере: «обманки» на черном фоне. К этому направлению тяготели Брейгель Бархатный, ван Кессел и Д. Сегерс, а свое завершение оно нашло в цветочных гирляндах, обрамляющих какойлибо мотив (например, портрет), часто написанный другим художником. Сотрудничество двух мастеров становится привычным: Брейгель работал с ван Баленом или Рубенсом, Сегерс с Квеллином или Виллебойртсом, ван дер Хеке с Ливенсом. Давид де Хем создал композитный и пышный стиль, рядом с ним развивалось творчество ван Сона, Косеманса и Гиллеманса. Между натюрмортом, жанром и корпоративным портретом располагается кабинетная живопись - специфический фламандский жанр. В этом жанре работали Брейгель Бархатный, В. ван Хахт, Ф. II Франкен, И. II Франкен, ван Кессел и Д. Тенирс младший, в условной и приукрашенной манере воссоздавая коллекции антверпенских любителей искусства. Фламандские живописцы, в частности, X. ван Стенвейк и П. Неффс, исполнили также замечательные картины с видами интерьеров церквей. Позже, появляется аристократическое искусство, восходящее к творчеству Ханса Вредемана де Вриса и изображающее интерьеры дворцов.

Пейзаж

Фламандский пейзаж развивался в XVII в. в рамках общеевропейской эволюции этого жанра. Ключевую роль в развитии пейзажа играли Гиллис ван Конинкслоо, эмигрировавший в Амстердам, и Пауль Бриль, переехавший в Италию. Важное место занимали также художественные веяния, исходящие из Праги и Франкентальской школы. На пересечении этих влияний складывается искусство П. Стевенса младшего и К. де Кейнинка. Этот вкус к необычайному, детально проработанному и лирическому пейзажу, трансформированный под влиянием барочного динамизма, проявляется в произведениях Рубенса, Кейринкса, Вильденса и Браувера; эти же черты присущи и утонченным маринам, например, Б. Петерса. В то же время, изящный, тонкий стиль характерен для произведений Стальбемта, Верхахта, Момпера, ван Алслота, Говартса и, особенно, Брейгеля Бархатного. Синтетичное искусство Бриля и Момпера надолго определит развитие Брюссельской школы и окажет влияние на творчество Л. де Ваддера, Фукьера, Ж. д'Артуа и Хёйсманса, в произведениях которого рубенсовский лиризм сочетается с итальянизированным классицизмом.

Портрет

В этом жанре работали крупнейшие фламандские мастера Рубене, Ван Дейк, Иордане. Важно отметить, что фламандские портретисты имели большой успех за пределами самой Фландрии: Ван Дейк и П. Лели - в Англии, тот же Ван Дейк, Сюстерманс и Вут - в Италии, Франс Поурбус младший и Шампень - во Франции. Замечательные портреты создали также Корнелис де Вое, В. Буке, Я. де Рейн, ван Ост младший и Г. Кокс.

XVIII в.

Во Фладрии это была эпоха «малых мастеров» par excellence. Усиливается политический разрыв между Южными и Северными Нидерландами, а во Фландрии преобладает французское влияние. Пейзажисты Мишо, Схувардтс, Баур и Баудевейнс продолжают традиции Брейгеля Бархатного, а баталисты Брейдел, Кастелс, Тиллеманс, ван Фаленс - Ваувермана. В жанре итальянизированной «пасторали» работают Антониссен и Оммеганк, а ван Блумен и ван Линт создают благородные пейзажи в духе Дюге. Босхарт и Вербрюгген пишут цветочные натюрморты с женскими фигурами, полными французского изящества. Именно в это время появляются и первые натюрморты (работы ван Даля и Редуте), которые покорят наполеоновскую Францию. Вслед за голландцами к гризайлевой технике обращаются де Вит и Соваж. Но лидирующее положение во фламандской живопись того времени занимают жанровые художники, продолжатели традиций Тенирса и Стена, в которую они внесли большую светскость (Томас, ван ден Босхе, Говартс, Ноллекенс, Ламбрехтс и Хореманс старший).

Особо следует отметить художников, изображавших повседневную жизнь и городские сцены, положившие начало индустриальному жанру (Сенав, работавший, впрочем, в Париже, и Дефранс из Льежа). Историческая живопись развивается в творчестве Херрейнса в Антверпене, Смейерса в Мехелене, ван Хельмонта, Керрикса и Гаремейна в Брюгге. Антверпенский художник Бесхей продолжает традиции ван Балена, а Верхаген обращается к рубенсовской манере.

XIX и XX вв.

см.: БЕЛЬГИЯ.

Категория: Живопись | Просмотров: 6870 | Добавил: artnov | Теги: натюрморт, пейзаж, Голландский пейзаж, живопись
4 голоса

Всего комментариев: 0
avatar