Голландский пейзаж
[ Скачать с сервера (98.1 Kb) · Скриншот ] | 01.02.2010, 19:28 |
Слово "пейзаж" пришло к нам из французского языка и означает "природа". В
качестве самостоятельного жанра в Европе пейзаж оформился лишь к XVI веку,
однако, в Китае и Японии пейзажная живопись появилась намного раньше уже в VI
веке. Нидерландская буржуазная революция (1566–1609) оживила культурную жизнь страны и способствовала творческому прогрессу. На XVII век приходится необычайный расцвет голландской живописи и всех ее жанров, наиболее распространенным из которых становится пейзажный. Глядя на картины пейзажистов из Голландии и сравнивая их с работами мастеров Испании и Фландрии XVII века, мы замечаем разницу в форматах: большие форматы фламандских картин, которым, соответственно, присуща декоративная, ковровая организация плоскости крупными локальными пятнами, и преимущественно камерные, кабинетные форматы голландской живописи с ее приглушенным колоритом. Эти очевидные различия, возникшие в ранее достаточно едином барочно-академистском регионе, где художественно доминировали как раз южные «фламандские» провинции, имеют несколько социальных и культурных причин. Победа буржуазной революции в Северных Нидерландах и образование Республики Соединенных провинций, которую традиционно называют Голландской Республикой или Голландией, сводят на нет влияние двух основных заказчиков искусства – церкви и дворянства, живопись теряет свои основные функции: алтарной картины и дворцового украшения. Отсюда ограниченная роль религиозно-мифологических сюжетов и преобладание «низших» в академической иерархии жанров: портрета, пейзажа и натюрморта. Сложившуюся ситуацию определил протестантизм, утвердившийся в Голландии, который отбрасывает все внешние атрибуты веры и вводит доктрину предопределения и принцип «мирского призвания»: в любом месте и в любое время человек находится на службе у Бога, и его способности, и все то, что он имеет и видит, суть предоставленные Богом дары. Таким образом, для метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания и реализации его в материале в зависимости от способностей. Характерно, что в отличие от принципа академий, формирующихся в странах католической Европы к концу XVI века, в организации голландских художников сохраняются идущие от средневековья ремесленно-цеховые принципы. Иерархия мастеров в итальянских, испанских, фламандских, французских академиях святого Луки обусловливалась социальной значимостью произведений (отсюда «высокие» и «низкие» жанры), а также адекватностью художника канонам изобразительности и выразительности. Иерархия в голландской гильдии святого Луки основывается на критерии живописного качества. Он возникает за счет узкой жанровой специализации (отсюда понятие «малые голландцы»), по сути являющейся компромиссом между индивидуально разрабатываемым каноном и почти импрессионистическим непосредственным контактом с избранным, «предопределенным» художнику мотивом, а также широкой структурированности изобразительных задач от фотографической фиксации и иллюзорной обманки до каллиграфической фантазии. Для голландских художников характерны определенный стиль и метод. Законами для этого стиля служат искренность, доступность, естественность, выразительность. Если отнять у голландского искусства то, что можно назвать честностью, то вы перестанете понимать его жизненную основу и не сможете определить ни его нравственного облика, ни его стиля. В этих художниках, заслуживших в большинстве своем славу близоруких копиистов, чувствуешь возвышенную и добрую душу, верность правде, любовь к реализму. Все это придает их произведениям ценность, какой изображенные на них вещи сами по себе вроде бы и не имеют. | |
Категория: Картины | | | |
Просмотров: 6323 | Загрузок: 788
12 голосов
|
Всего комментариев: 0 | |