ЭФИРНЫЕ
МАСЛА (ЭССЕНЦИИ)
Нередко
во время работы для быстро выполняемых лессировок, подмалевка и т. п.
приходится разжижать краски. Обыкновенно пользуются для этой цели так
называемыми эссенциями, каковы спиковое масло и скипидар (терпентиновое масло).
Все
эфирные масла (эссенции), добываемые перегонкой из некоторых растений или из
жидких смол (бальзамов), обладают крупным недостатком — от соприкосновения с
воздухом они осмоляются, сгущаясь и желтея. Достигнув клейкого состояния, они
перестают испаряться и, не высыхая вполне, являются одной из причин
растрескивания картин. Ввиду этого следовало бы каждый раз перед употреблением перегонять
эссенции и, отделив таким образом осмолившиеся частицы иметь жидкость
прозрачную и бесцветную. Надо оговориться, что этот недостаток неустраним, и
самая чистая эссенция, осмоляясь под влиянием воздуха, образует никогда не
высыхающий вязкий остаток, к которому пристает пыль.
Итак,
в общем все эфирные масла (эссенции) желтят и чернят живопись, и если ими
пользовались, то лишь потому, что их нечем было заменить.
НЕФТЯНЫЕ
РАСТВОРИТЕЛИ (ПЕТРОЛИ)
Очищенный
нефтяной растворитель, добываемый перегонкой, летуч, испаряется без остатка и,
следовательно, превосходно может быть использован как временно разжижающая
краску жидкость, после испарения которой в краске не сохраняется никаких ее
следов. На смоченной нефтяным растворителем чистой белой бумаге после высыхания
не остается решительно ничего.
Громадное
преимущество нефтяных растворителей заключается еще и в легкости получения их с
различной степенью летучести. Так, например, они могут быть со скоростью
испарения в пять минут, в один час или несколько часов и, наконец, в несколько
дней. На первый взгляд может показаться, что, смешивая нефтяные растворители,
обладающие различной летучестью, можно получить смесь, которая будет испаряться
в желаемое время. На самом деле это не так. Нефтяной растворитель, полученный
перегонкой при температуре 100— 150°, испаряется
в 5 минут, а улетучивающийся через несколько дней — отгоняется при температуре
300 или 350°. Поместив в открытом сосуде
того и другого по 10 граммов, получим 20 граммов смеси, от которой через 5
минут останется только 10 граммов, а эти 10 граммов испарятся через несколько
дней.
Поэтому
нефтяными растворителями разной степени летучести надо пользоваться каждым
отдельно, не смешивая их. Но иногда это свойство смеси нефтяных растворителей
различной летучести может быть очень выгодно использовано во время работы.
Например, если вам надо быстро прописать небо, желательно иметь жидкую краску,
чтобы ее можно было легко нанести, и чтобы затем она стала сразу более густой
для окончательной проработки. Смешав два сорта нефтяного растворителя в
желаемой пропорции, легко достигнете этого, так как более летучая часть смеси,
выполнив свое назначение, испарится, а остальная останется в краске и сохранит
ее невысохшей на необходимое время.
Кроме
того, нефтяные растворители, подвергнутые специальной обработке, совершенно
бесцветны и выгодно отличаются от других эссенций тем, что их можно получить с
почти полным отсутствием запаха. Они улетучиваются без остатка и обладают
исключительной способностью проникать даже через сухую краску. Капля нефтяного
растворителя проникает через старую масляную картину на другую ее сторону, не
растворяя ничего, тогда как скипидар обладает не такой способностью. Это
свойство также очень ценно, так как дает уверенность в том, что масло, смолы и прозрачные
краски, растворенные в нефтяном растворителе, будут очень глубоко проникать в
старые слои живописи, на которые их наносят.
Для
уяснения этого постараемся в немногих словах рассказать, как происходит
приставание одного слоя живописи к другому.
У
клеевой краски верхний слой при нанесении растворяет нижний, благодаря чему
возможно взаимное сцепление слоев с образованием одного целого. В масляной
живописи это сцепление одного слоя с другим чисто механическое, так как сырое
масло не растворяет высохшего. Из верхнего слоя масло проникает в мельчайшие
отверстия старого слоя, как бы в поры кожи и, затвердевая там, образует нечто
вроде корней растения, которыми и держатся последующие слои. При высыхании слои
масляной живописи сжимаются и в конце концов настолько, что новое масло не
проникает в них. Нефтяной же растворитель, как мы сказали, прекрасно проникает,
а следовательно, и растворенное в нем новое масло вместе с ним проникнет в
поры. Если в красках содержится воск, то он, заполняя поры, затрудняет проникновение
в них масла. Нефтяной растворитель устраняет это препятствие, так как он почти
моментально растворяет воск и дает возможность маслу заполнить поры.
Указав
все перечисленные достоинства, мы настоятельно рекомендуем употреблять в
качестве разжижающего средства только нефтяной растворитель.
В
настоящее время среди нефтяных растворителей имеется большой выбор жидкостей,
которые отвечают всем нашим потребностям и лишены недостатков эфирных масел.
Тем же, кто не захочет расстаться со скипидаром, напомним о необходимости
очищать его перегонкой.
СИККАТИВЫ
Существует
только одно известное средство сделать масло быстро высыхающим — это прибавить
к нему окиси марганца и свинца вместе, в одинаковых пропорциях. Почему это так,
попытаемся объяснить. Мы уже упоминали, что жидкое масло, прежде чем
затвердеть, должно вступить с кислородом воздуха в химическое соединение.
Нужный для этого кислород масло поглощает из воздуха, но может поглотить его
порядочное количество не высыхая, т. е. не вступая в химическое соединение.
Окись марганца обладает способностью брать кислород там, где он имеется, и
превращаться в двуокись. Окись же свинца поглощает кислород только у веществ,
уже насыщенных кислородом. Что же касается масла, то оно взаимодействует с
кислородом в момент его выделения, когда кислород оставляет одно соединение,
чтобы перейти в другое96. Говоря образно, мы имеем дело с тремя ворами, которые
обкрадывают друг друга, и присутствуем при их совместной операции. В самом
деле, окись марганца, забирая кислород повсюду, берет и тот кислород, который
содержится в масле, но с которым масло еще не образовало химического
соединения, и таким образом быстро обогащается кислородом, становясь двуокисью,
т. е. богачом среди окислов. Тогда окись свинца крадет его богатство — кислород.
Но тут последним появляется третий вор — масло — и забирает кислород, когда он
переходит от марганца к свинцу. Если этот пример и не вполне объясняет то, что
происходит между маслом и окисями марганца и свинца, то все же дает
представление о самой Наиболее распространенным типом сиккатива является так
называемый сиккатив Куртрэ. Изготовление этого препарата — дело темное.
Торговцы красками или уверяют, что получают его от самого Куртрэ, или же
молчат, точно закулисная сторона их магазина — гарем. Неизвестно, что это
такое! Несомненно, что торговцы не делают его сами и, по большей части, не
знают, как он приготовляется. Они довольствуются тем, чтобы сиккатив был
достаточно черным (это абсурд, но это так!). Это очень удобно для фабрикантов,
так как избавляет их от заботы о чистоте приготовления. Можно оставить всякий
мусор!
Торговцы
получают этот сиккатив бочонками и разливают в бутылочки, по возможности самые
маленькие. Более добросовестные (есть и такие) дают сиккативу отстояться, но
тогда на дне бочонка получается большой грязный осадок и, согласитесь сами,
ведь надо быть идеалистом, чтобы смотреть равнодушно на эту потерю.*
Тот
же сиккатив, сделанный химически чистым, был бы значительно меньше окрашен и
мог бы вводиться в краски в виде пасты, что давало бы возможность регулировать
его количество, избегая излишка.
В
сиккативе нуждаются только медленно высыхающие краски, а избыток его, не
увеличивая высыхаемости масла, вредно действует, обременяя масло в красках
лишними окислами.
*
Сиккатив Куртрэ представлял собой льняное масло, вареное с пиролюзитом и глетом
или свинцовым суриком, т. е. свинцово-марганцевый сиккатив. Наличие марганца
придавало ему темную окраску.
При
желании иметь сиккатив жидким не следует готовить его на скипидаре, а лучше
брать для этого очищенный нефтяной растворитель. Пользуясь жидким сиккативом,
рекомендуется не держать его в масленке на палитре, как это принято, чтобы по
забывчивости не переложить его больше, чем надо.